СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА   7

1.1. Общая характеристика подросткового возраста   7

1.2. Особенности эмоциональной сферы подростка   14

1.3. Самооценка как фактор формирования эмоциональной сферы в подростковом возрасте   19

Выводы к главе 1   24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА   26

2.1. Программа исследования влияния самооценки на эмоциональную сферу подростка   26

2.2. Характеристика методов и методик исследования   27

2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования   30

Выводы к главе 2   35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   38

ПРИЛОЖЕНИЯ   41

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие общества предусматривает активное привлечение каждого индивида к общественным процессам. Современный темп жизни диктует новые и более высокие требования к личности, которая должна быть активной, целенаправленной, устойчивой к стрессам, легко адаптироваться к новым социальным условиям и решать профессиональные задачи и, как результат, быть успешной, самоутвердиться. Как отмечают психологи, значительное влияние на поведение, деятельность, общение человека имеет самооценка. Поэтому в современной психологии проблема самооценки, ее формирование, структура, функции, связь с другими личностными образованиями постоянно привлекает внимание ученых.

В отечественной и зарубежной психологии изучению самооценки посвящено большое количество работ выдающихся ученых. Теоретические аспекты самооценки разрабатывали в своих работах Р. Бернс [4], Л. Божович [5; 6], И. Кон [14], С. Рубинштейн [26], В. Столин [31] И. Чеснокова [35], и др. В работах вышеупомянутых исследователей раскрыты сущность, механизмы возникновения, структура и функции самооценки.

Многоаспектное изучение самооценки подтверждает ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее влияние на развитие и функционирование различных психологических проявлений личности.

Теоретически самооценка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Но только в подростковом возрасте начинает формироваться истинная самооценка оценка человеком самого себя, где предпочтение отдается критерию своего внутреннего мира, обусловленная собственным «Я».

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности, постепенно происходит уход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии.

Таким образом, формирование самооценки характерная черта личности подростка. Особенности самооценки влияют на все стороны жизни подростка: на эмоциональное самочувствие и взаимоотношения с окружающими, на развитие творческих способностей и на успехи в учебе. При низкой самооценке подросток недооценивает свои возможности и стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его самоутверждению. Чем выше степень самопринятия, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешное завершение начинаний и тем больших успехов в итоге достигает. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Также именно в подростковом возрасте закладываются основы эмоциональной устойчивости в зрелые годы (А. Грецов [10], Е. Ильин [11], А. Реан [25], С. Рубинштейн [26], П. Якобсон [38], и др.).

Эмоции как неотъемлемый компонент психической деятельности изменяются в процессе жизни человека. Влияние эмоций на протекание многих психических процессов усиливает необходимость познания механизмов их возникновения, развития и возможной корректировки в учебно-воспитательном процессе. Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основой для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, которое проявляется в неудовлетворенности собой.

Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых, таких как, Л. Божович [5; 6], А. Прихожан [23], А. Реан [24; 25], С. Рубинштейн [26], П. Якобсон [38] и др.

Учитывая вышесказанное мы можем сделать вывод, что проблемы развития как самооценки, так и эмоциональной сферы актуальны для подросткового возраста. Однако сохраняется потребность в специальных исследованиях в контексте формирования эмоциональной сферы подростка именно под влиянием его самооценки. Это обусловило выбор темы исследования: «Влияние самооценки на эмоциональную сферу подростка».

Объект исследования – эмоциональная сфера подростка.

Предмет исследования – влияние самооценки на эмоциональную сферу подростка.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние самооценки на эмоциональную сферу подростка.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

1. Дать общую характеристику подростковому возрасту.

2. Раскрыть особенности эмоциональной сферы подростка.

3. Обосновать связь между самооценкой и эмоциональной сферой подростка.

4. Провести эмпирическое исследование влияния самооценки на эмоциональную сферу подростка.

5. Определить дальнейшие перспективы исследования.

Общей гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка имеет влияние на эмоциональную сферу в подростковом возрасте.

Общая гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1) подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки будут иметь высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.

2) подростки со средним или высоким уровнем самооценки будут иметь средний и низкий уровень ситуативной и личностной тревожности.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: методы теоретического анализа, синтеза, классификации. С целью выяснения взаимосвязи и возможного влияния самооценки на эмоциональную сферу подростка использованы психодиагностические средства: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. Прихожан и методика «Определения уровня тревожности» (Ч. Спилбергер, Ю. Ханин) [29]. Обобщение результатов осуществлено с использованием интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Характеристика выборки: выборку составили 61 подросток (контрольная группа – 34 человек, экспериментальная группа –27 человек). Средний возраст исследуемых 15 лет.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного психолога или психологической консультации, а также могут быть полезны в практике психокоррекции.