4

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ   6

1.1. Игровое функционирование в течение становления индивидуальности ребенка   6

1.2. Типология творческих игр. Их специфичность    10

1.3. Своеобразие организации и применения игровой практики в учении младших школьников как предмет внимания педагогической и психологической наук    15

Выводы к главе 1    21

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ    22

2.1 Исследование навыков осуществления игровой деятельности учащихся 1 – 4 классов    22

2.2 Конспект исследования выполнения игровых комбинаций при усвоении русского языка и чтения в младших класса   29

2.3 Эффективность произведенной деятельности    32

Выводы к главе 2    34

ВЫВОДЫ   36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………   38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования. Школа современности функционирует в условиях роста значительного объема новой информации, а также быстрого усовершенствования науки. Именно она обязана подготовить самостоятельных, активных личностей, которым свойственны значительные способности к творчеству и обладание умениями критического мышления; грамотной проработки того нового, что узнают они из разнообразных источников; решение возникающих преград; непосредственное развитие интеллекта, нравственности, культурного уровня. Особенная составная часть этих задач − развитие навыков индивидуальной работы, воспитание творческого человека, борьба за знания и умения обучающихся. Только при способствующих условиях вызванная учителем во время урока заинтересованность может перерасти в стойкий интерес к новым знаниям. Становление образованной, творчески направленной личности, укрепление ее здоровья в физическом и моральном плане – одна из превалирующих задач образовательной реформы в Украине, что предусмотрено Национальной доктриной развития образования в XXI веке.

Внутренняя психологическая структура игры, ее возможное развитие или распад, выделение в игре основных единиц – все стало возможным благодаря исследованиям, что проводились в разное время. Ученые предложили гипотезу, что та форма игры, которая типичная для учащихся современности, возникла исторически, что игра всегда социальная по своему происхождению и содержанию, не может быть спонтанной и возникает непосредственно под влиянием воспитания.

Развитие познавательных интересов учеников начальной школы на уроках русского языка и чтения во все времена было одной из главнейших задач педагогов и психологов. Стоит отметить, что особенную актуальность эта методическая задача приобрела в начале ХХІ ст., когда на фоне общего упадка библиотек в школах, а также районных происходит значительное распространение компьютерной сети. Возможности интернета, не требуя со стороны детей никаких усилий интеллекта, приучают их к пассивному восприятию новой информации, что приводит к снижению интереса к языку и литературе. Эта проблема наиболее острая при изучении русского языка в 3 классах, когда объем учебного материала значительно увеличивается по сравнению с первым и вторым классами. По этой причине использование учебно-игровых приемов для развития и становления интереса и способностей к творческой работе на уроках русского языка и чтения всегда действенное средство, поскольку правильное планирование и четкая организация творческих игр способна активизировать процесс обучения.

Игра − уникальная форма учения, что дает возможность сделать уроки увлекательными, творчески нацеленными и реализовать овладение русским языком на достаточном уровне. Монотонное усвоение, повторение, закрепление полученных на уроке знаний посредством занимательности условностей игры становится насыщенным эмоциями, которые приводят в действие психические процессы и функции ребенка. Позитивность игры в том, что она помогает использовать знания, сформированные во время игры, в новых ситуациях. Научение детей самостоятельной оценке и отбору информации из различных источников – непосредственная задача школы. Такие умения и навыки развивает творческая игра на уроке и во внеурочное время. Посредством игры детей учат не так, как удобно представить новый материал, а как им удобно и естественно взять знания. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, даже пассивные ученики переходят в актив. Применение игры на уроках русского языка и чтения изучено недостаточно полно. Работы ученых имеют практическое направление, но не имеют теоретического обоснования, им свойственны эпизодичность и подчиненность отдельным темам. Сегодня в специальной литературе неполно рассмотрена теоретическая основа реализации игровых приемов на уроках русского языка и чтения. Выбранная тема курсовой работы: «Творческие игры на уроках русского языка и чтения».

Цель исследования – в течение уроков русского языка и чтения в начальной школе выяснить необходимость применения игровых приемов.

Гипотеза исследования: показатель учебных достижений повысится с применением творческих игр на уроках.

Объект исследования приемы, способы и методы игры во время уроков.

Предмет исследования – творческие игры на уроках русского языка и чтения.

Цель и гипотеза исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Раскрытие понятия «творческая игра».

2. Изучение передового опыта по использованию творческих игр.

3. Выделение приемов и способов игрового действия.

4. Проверка необходимости употребления творческой игры во время уроков русского языка и чтения в 3-х классах.

Задачи и гипотеза исследование требуют применения следующих методов:

— теоретических: анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация, знаний рассмотренных в профильной литературе; изучение передового опыта;

эмпирических: анкетирование учителей, наблюдение, эксперимент, анализ результатов.

Практическая значимость — раскрытие системы работы учителя по организации игровых действий на уроках в начальной школе.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.